Главная Новости Юные исследователи представили проект по инновационным технологиям стыковки рельсов в КТЖ
23 октября 2025, 13:18 588

Юные исследователи представили проект по инновационным технологиям стыковки рельсов в КТЖ

Юные исследователи представили проект по инновационным технологиям стыковки рельсов в КТЖ

​В «Дирекции магистральной сети» АО «НК «ҚТЖ» состоялась встреча с учениками школы-лицея «Nurorda», представившими собственные инженерные решения для повышения надёжности железнодорожных путей.

В филиале АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция магистральной сети» состоялась встреча с талантливыми учениками 11 класса школы-лицея «Nurorda». Ребята представили свой проект под названием «Инновационные технологии стыковок железнодорожных рельсов», направленный на снижение шума, вибраций и износа железнодорожных путей.

Во встрече приняли участие управляющий директор по инфраструктуре – директор филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция магистральной сети» Сакен Рахметов и исполнительный директор по эксплуатации Арман Бубиканов. Руководство компании поддержало инициативу школьников и выразило готовность содействовать развитию их инженерных идей и научных интересов.

Как появилась идея 

История проекта началась во время поездки школьников Дінмұхамеда и Амира на соревнование по робототехнике в Алматы.

«Мы ехали в поезде, услышали стук колёс и не могли уснуть всю ночь. Так и начали обсуждать, как можно решить эту проблему», — вспоминает Амир.

Тепловые зазоры между рельсами предотвращают их деформацию при перепадах температур, однако именно они создают шум, вибрацию и ускоряют износ путей.

«Мы изучили существующие рельсы и нашли, что именно в этих зазорах скрыта основная проблема», — добавляет Дінмұхамед.

 От замысла к инженерному решению

Работа над проектом заняла год: полгода ребята посвятили теории, ещё полгода — созданию 3D-макетов и инженерных конструкций. Итогом стали четыре уникальных варианта соединений рельсов, которые устраняют недостатки традиционных стыков, сохраняя их функциональность.

 

Учитель физики и научный руководитель проекта Арнур Казыбеков отметил:

«Мы сохранили тепловой зазор, но убрали сам разрыв между рельсами. По сути, это шаг к созданию непрерывной железнодорожной линии».

Предложенные решения снижают шум и вибрацию, повышают безопасность и долговечность путей, что особенно актуально для Казахстана с его экстремальными климатическими условиями.

За свои разработки ребята получили четыре патента Республики Казахстан, подтверждающих новизну и промышленную применимость их идей.

Кроме того, они подали две международные заявки по системе PCT (Женева), что позволит защитить интеллектуальную собственность более чем в 150 странах мира.

«Мы подались на международный патент и уже получили подтверждение о принятии к рассмотрению», — рассказал Дінмұхамед.

 По итогам встречи стороны договорились о предоставлении учащимся необходимых материалов для дальнейшей проектной работы, а также об организации ознакомительной поездки на рельсосварочное предприятие в Курорт-Боровом.

«Такие инициативы вдохновляют и показывают, что инженерное будущее Казахстана в надёжных руках. Мы всегда готовы поддерживать молодых исследователей и их идеи», — подчеркнул управляющий директор по инфраструктуре Сакен Рахметов.

Такие встречи являются важным шагом в развитии инженерного потенциала будущих специалистов железнодорожной отрасли.

 

Фото: El.kz/ А.Чурсинов

 

Еще больше новостей на нашем telegram-канале , подписывайся и будь в курсе!
АРХИВ ЖУРНАЛОВ SKNEWS

Смотрите также

Мы в социальных сетях:
Поддержка читателей:
+7 (7172) 99 97 86
Наш адрес:
г.Астана, ул. Е10,
дом № 17/10, АЗ «Зеленый квартал», блок «Т4» 12 этаж
E-mail: